
Указы Петра 1 - В Мире Интересного → Указы Петра 1 Указы Петра 1 14 января 1700 Правление Петра I характеризуется созданием целой системы образовательных и научных учреждений, которое вместе с реформаторскими указами Петра I послужило резким толчком к подъему русской культуры, науки и литературы. Для создания собственной науки и передовых методов производства требовались специалисты. Для их обучения в России создавались школы, кроме того, многие боярские дети, а в некоторых случаях и дети купцов и мастеров направлялись за границу для получения там современного образования. Значительно изменился и быт бояр. По возвращении в августе 1698 года из своего первого заграничного путешествия, Пётр I на первом же пиру ножницами обрезал нескольким поздравлявшим его боярам их длинные бороды, считавшиеся в ту эпоху достоинством мужчины. Русская православная церковь считала брадобритие смертельным грехом, так как человек создан по подобию бога и указывала на то, что все святые на иконах пишутся с бородами и только иностранцы, которых за их не православную веру она считала еретиками, бреют бороду. 1 января 1700 года последовал указ Петра I о переводе с церковного календаря от сотворения мира на давно принятый в Европе . 14 января (4 января по старому стилю) 1700 года Петром I был издан следующий указ «О ношении платья на манер венгерского», обязывающий именитых россиян впредь «на Москве и в городах носить венгерские кафтаны... кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего года». Этим указом Петр I повелевал сменить издревле принятую русскую одежду с длинными рукавами и подолами на короткие костюмы - бояре, дворяне и торговые люди отныне обязаны были носить западноевропейские костюмы. Их прежде сидевшие в светлицах жены и дочери также должны были сменить сарафаны и телогрейки на юбки и платья соответствующие принятым в Европе. Но проникновение европейской моды в Россию началось уже при отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, когда некоторые бояре и окольничие стали заводить в своих домах европейские порядки и носить одежды французского, польского или венгерского покроя. Этим они перенимали моду у начавших появляться в Москве иностранцев – дипломатов, офицеров, купцов, ремесленников. Нужно заметить, что при царском дворе бояре в то время обязаны были носить только в русскую одежду, о чем говорит царский указ 1675 года, запрещавший носить при дворе все иноземное. Первый указ Петра I о ношении европейской одежды вышел еще в 1699 году, но бояре стали исполнять его только при царском дворе. Вышедший повторно 14 января 1700 года указ, царь издал уже желая его точного соблюдения и стал жестко добиваться всеми его повсеместного выполнения. Всего за период своего правления Петр I издал 17 различных указов касающихся внешнего вида своих подданных и правил ношения ими одежды. В своем первом указе Петра I давал боярам какое-то время привыкнуть к нему. В декабре 1701 года появился следующий, более обширный указ «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел». В людных местах по указу Петра I вывешивались наряженные в иноземные платья манекены. Это делалось чтобы показать своим подданным как они теперь должны одеваться. Петр I дал неимущим отсрочку на два года, чтобы те смогли справить себе новую одежду и с 1705 года появляться на людях только в иноземном платье. Указом 1708 года Петр I ввел новый шрифт в использовании кириллицы, который стал ближе к латинскому алфавиту. Для финансирования войн и строительства новой столицы Санкт-Петербурга требовалось поднять налоги. Исходящий налог на землю и домашнее хозяйство крепостных крестьян Петр I заменяет им на подушный налог. Подлежащие уплате старые налоги резко выросли и появились новые. У Церкви гражданские и военные реформы Петра I встретили широкое сопротивление. Некоторые консервативные религиозные круги даже объявили его Антихристом. Среди несогласных с указами Петра I было крестьянство, чья экономическая ситуация ухудшилась в результате возросших налогов и казаки, у которых существенно ограничили их автономию. В 1700 году последовала смерть патриарха Адриана. Подверглись преследованиям старообрядцы. В 1721 году Петр I в связи с антипетровской позицией нового патриарха удаляет его и переводит исполняемые им функции на десять членов Священного Синода во главе с самим императором. Таким образом Россия пошла по пути европеизации и видимым началом этого стало то, что русские люди должны были привести свою внешность в соответствие с западной модой. Мужчинам было приказано бриться. Однако, видя ярое противостояние церкви и купечества, Петр I несколько изменил свой ранее изданный указ и разрешал вместо бритья платить в казну налог. Указ Петра I "О бритии бород и усов всякого чина людям" от 16 января 1705 года. "А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей... И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе". Желавшие сохранить бороду купцы должны были платить по 100 рублей в год, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Тем, кто уплатил этот налог выдавался особый "бородовый знак". Крестьянам разрешалось носить бороду, но у заставы при въезде и выезде из города, с них взималось по 1 копейке с бороды. Массовый выпуск медных бородовых знаков начался в России в 1705 году Московским монетным двором. На лицевой стороне помещались надпись: «Деньги взяты» и изображение усов и бороды. С 1715 года действовала единая пошлина - 50 рублей с человека в год. Каждый уплативший пошлину на бороду получал бородовой знак. Бородовые знаки использовались и как монеты. Только духовенство сохранило за собой право носить бороду и с них не взимался новый налог. Налог на бороды был не единственным курьезным сбором, введенным при Петре I для пополнения российской казны. Были еще сборы с арбузов, огурцов, орехов, дубовых гробов, бань, печных труб, хомутов, шапок, сапог и пр. Отменила пошлину на ношение бороды в 1772 году. Петр приказал ввести в обиход балы и собрания, которые на западный манер стали называться "ассамблеями". В допетровское время в боярских семьях женщины жили замкнуто, проводя время на своей половине. Петр I устраивал свои ассамблеи в домах знатных вельмож и в них обязаны были принимать участие жены и дочери его вельмож. Ассамблеи начинались около 5 часов вечера и продолжались до 10 вечера. В зале для танцев обязательно присутствовал стол с трубками и табаком и несколько столов для игры в шахматы и шашки, а вот игра в карты на них не допускалась. Петр I не прекращал «свои несносные труды в сей тяжкой войне», которые были призваны обучить людей военному делу. Для этого он составил правила «Устава воинского». Его трудами отсталая и немногочисленная русская армия была приведена в «добрый порядок» и сокрушила одну из лучших армий Европы. «Ныне, управя оное, и о земском правлении не пренебрег, но трудится и сие в такой же порядок привесть, как и воинское дело». И в 1718 году у Петра I появилась возможность вплотную заняться и гражданскими делами. Петр I прекрасно понимал, что для достижения в государстве «доброго порядка» необходима четкая работа государств
Комментариев нет:
Отправить комментарий